ТЕЛЕФОН: +375 29 8083274 Tелеграм Whatsapp Viber
 

История производства сувениров в Бресте

Предыстория

До войны в районе закрытой Брестской мебельной фабрики (ул. Краснознаменная, между зданием МЧС и Кобринским путепроводом, вдоль ЖД ветки на Влодаву) действовала лесопилка (тартак). После войны при лесопилке была переименована в артель по производству мебели «Стахановец». На производстве имелось 2 токарных станка, на которых токари Москалев В.А. и Кахович В. делали мебельную фурнитуру. 1953 год считался годом освоения выпуска деревянных игрушек. С приходом в артель специалиста-токаря высшего разряда Гражданкина Н.И. председателем артели Партоном Е.И. было предложено использовать отходы пиломатериала для производства несложных деревянных изделий. Токарем Гражданкиным Н.И. совместно с супругой Гражданкиной К.И. была представлена первая игрушка - 3-ехместная матрешка, расписанная гуашью. Был сформирован план производства в 1600 рублей (до реформенных), а в 1954 году уже 205 тысяч рублей (послереформенных). В этом же году артелью было закуплено 6 старых токарных станков и взяты на обучение 12 учеников. Гражданкин Н.И. стал бригадиром артели и обучал профессии учеников и рабочих. В последствии из этих учеников стали хорошие специалисты, такие рабочие как Москалев В.А., Бойко К., Бойко Н. И., Томащук и другие. В 1956 году артель «Стахановец» переименована в Брестскую мебельную фабрику. Гражданкин Н.И. стал мастером производства, а Бойко Н.И. - бригадиром.

Одна из самых старых матрешек в коллекции

Брестская мебельная фабрика

Параллельно в октябре 1954 года на фабрике индпошива одежды и обуви «Октябрьская революция» (ул. Советская, 122) открылся цех детской игрушки, где производились изделия из крашенной ваты (петушки, гуси, клоуны и др.). Основоположниками производства были Бубнова Ф.П. – мастер, Маслянникова Л.А. – изготовитель ватной игрушки, Цебелюк А.Г. (ныне Пискунова) – работник участка отделки. Игрушки изготавливали вручную. Вата красилась, затем накручивалась на проволоку. Полученные таким образом детали собирали в готовые изделия и покрывали крахмальным клейстером. В январе 1956 года в цеху работало уже 12 человек и ассортимент увеличился до 12 наименований (двое детей, рыбки, птицы, попугайчики и др.) С 1957 года в цеху освоили производство игрушек из бумаги (попугайчики, пингвины, матрешки, снеговики). Автором всех изделий была мастер-художник Мудрогина Екатерина Петровна, бывшая модельер театра. В 1958 году бумажные изделия возглавил в цеху Петров Михаил Федорович. В марте 1959 года цех бумажной продукции был переведен в здание химчистки (ул. Дзержинского).

Ватные игрушки Брестской фабрики сувениров

Брестская фабрика сувениров

1960 год – год образования фабрики детской игрушки имени Октябрьской революции. В этом году токарей, занимающихся деревянной игрушкой, передали горкомбинату, таким образом произошло объединение производств ватной и деревянной игрушки. Были образованы цеха: токарный, росписи, елочных украшений, прессов (штамповки). Ассортимент увеличился до 60 наименований. К ватной игрушке стали из опилок прессовать лица (дед морозов, снегурочки). Появились формы на игрушки петрушки и зубра. Автором всех этих изделий и форм для прессовки была художник Мудрогина Е.П. В 1960 году освоена штамповка карнавальных масок из папье-маше. Лучшими мастерами были: Пискунова А.Г., Мудрогина Е.П., Бубнова Ф.П., Брит Е., Москалев В.А., Бойко Н.И.

Здание следственной тюрьмы переоборудованной в промышленное предприятие

В 1962 году фабрика была переведена в здание бывшей тюрьмы (Следственная тюрьма «Краснуха» ул. К.Маркса, закрыта в 1956 году и переоборудована в промышленное здание).

В связи со значительным увеличением ассортимента и объемов выпуска изделий сувенирного назначения 16 июля 1964 года распоряжением Совета Министров Белорусской ССР № 964-Р из фабрики игрушки была организована Брестская фабрика сувениров.

К 1966 году численность работающих на фабрике около 80 человек. На токарном участке трудились 16 человек, на росписи – 30 человек. Ручная роспись и отделка производились анилиновыми красителями и масляным лаком. На прессах работало 2 человека, на художественной вязке – 8 человек, на сборке - 2 человека, ИТР – 8 человек. 2 человека на заготовительном участке подготавливали пиломатериал для дальнейшей обработки (складирование и естественная сушка).

Роспись матрешек на фабрике

В 1967 году фабрика пережила неприятное явление. По рекомендациям художников и вышестоящей организации было предложено отказаться от отделки лаком. Посчитали что так будет красивее, но не учли прочность и надежность изделий. Продукция была направлена в торговую сеть, но вскоре была возвращена грязная и перемазанная. Это был единственный случай подобного массового возврата продукции.

В 1968 году численность рабочих на предприятии составляла уже 460 человек, производственная площадь фабрики - 2687 кв.м.

Слева классические сергиево-посадские матрешки, справа старые модели матрешек Брестской фабрики сувениров

Основной продукцией фабрики в те годы были матрешки наподобие сергиево-посадских, один из вариантов всем известных Загорских матрешек. Типичные матрешки советской эпохи представляют собой девушек, облаченных в простые, зачастую украшенные незамысловатыми узорами, платки (косынки), в прикрытые передниками кофты или сарафаны. Такие куклы иногда удерживают одной или двумя руками корзинки. Из-под завязанных узлом платков обычно виднеются две пряди волос. Лица фигурок круглые, полные, с румянцем, с наивным и милым выражением, иногда полудетские. Не закрашенного пространства на данных куклах почти нет, они расписаны сочно, контрастно и ярко простыми (зачастую матовыми) цветочками, листочками, кружочками, волнистыми линиями и точками. Роспись, выполняемая без нанесения на заготовку предварительного рисунка, чаще всего совершалась с использованием трех-четырех основных красок – красной либо оранжевой, синей, желтой и зеленой. Лица и контуры предметов одеяния обводились тонкими штрихами черного цвета.

Примеры игрушек БФС

Матрешки в белорусском стиле (80-ые)

Когда главным художником управления художественной промышленности Министерства местной промышленности БССР стал Владимир Самойлович Басалыга, то поставил задачу перевести все, что проектировалось на фабрике в плоскость белорусской культуры. С приходом на фабрику художников Люблева Е. и Починовой Н.В. ассортимент начал изменятся. В конце 60-ых художники на фабрике начинают в своем творчестве обращаться к традиционной белорусской культуре. В октябре 1968 года Брестская фабрика сувениров выпустила шахматы с белорусским колоритом «Лявон и Лявониха», посвятив их 50–летию Компартии БССР. Автором шахматного набора была молодая художница родом из Ульяновска Нина Починова.  Художница сочинила целую историю с визитом народных персонажей на кирмаш и перенесла их на шахматную доску. Эскиз Починовой худсовет принял на ура. Сувениры с мотивами белорусских вышиванок и другими национальными символами тогда серьезно потеснили загорских матрешек в ассортименте фабрики, формируя новые вкусы потребителей.

На фабрике имелось 4 художника, которые разрабатывали свои образцы и обрабатывали присланные из Минска, где над этим трудился целый коллектив художников. После одобрения образец-эталон запускали в серийное производство. В каждом цеху работал контролер-браковщик, который проверял качество продукции и ее соответствие образцу.

Восточный промышленный узел города Брест

Здание фабрики сувениров

Согласно генеральному плану 1965 года закладывается Восточный промышленный узел. На одной площадке концентрируется несколько промышленных предприятий. Брестская фабрика сувениров занимает место в северной части промышленного узла, предназначенной для предприятий легкой промышленности (Ковровый, чулочный комбинаты). В мае 1969 фабрика была переведена из здания бывшей тюрьмы в промышленное здание по адресу Янки Купалы 5, которое предназначалось для кирпичного завода. Поскольку здание не соответствовало профилю предприятия коллективу приходилось модернизировать цеха, разбирать стены, печи, устанавливать оборудование. Работы выполнялись после смены, чтобы не нарушить производство согласно плану. Год спустя были построены сушильные камеры - процесс подготовки материала полностью изменился. До этого практиковали подготовку пиломатериала в помещении с печным обогревом, этим занимался Бойко Н.И. Продукция 70-ых годов славилась низкой себестоимостью и отсутствием брака на производстве. В этом огромную роль сыграл кладовщик, а в последующем мастер Петров Михаил Федорович, он организовал хороший учет каждой единицы товара. Требовал отчета от каждого рабочего за произведённый товар.

Упаковка и контроль готовой продукции

В 1970 году организованы 3 новых цеха: ткацкий, вязания шапочек, сумок и салфеток из соломы. Организатором цеха вязания и создателем всех образцов была Данченко Е.Ф. Ее бригада состояла из 10 человек. Но вскоре цех был ликвидирован так как не мог конкурировать с трикотажными предприятиями города. Ткацкий цех состоял из 8 станков ручного изготовления. С 1971 активно начал развиваться такой своеобразный промысел как инкрустация соломкой. Организатором цеха соломоплетения и автором всех образцов была Гаврилюк Вера Ильинична (1904-1986). Она работала на фабрике с 1964 года мастером и художником по соломоплетению и создала ряд эталонов мелкой пластики и предметов утилитарно-декоративного характера для массового тиражирования. Художница работала в разных техниках, комбинировала солому с цветными нитками, деревом, берестой, черотом. Сундучки, шкатулки, настенные панно украшались орнаментом традиционного белорусского искусства. В выполнении орнамента методом инкрустации закладывалось большое искусство композиционного исполнения, разнообразие и богатство оригинальных форм. Художница владела также техникой узорного ткачества, вышивания и плетения карунак. Вера Ильинична лауреат Первого Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества рабочих. Свои знания и опыт она передала своим ученикам - Васюниной Н. и др.

Токарный и цех росписи

В 1970 году появились сборные сувениры из древесины. Каждый сувенир состоял из более чем 10 деталей. Было организованно 2 бригады сборки (20 чел.) В токарном цеху женщины вытачивали детали к сборной конструкции, а мужчины изготавливали матрешки. Каждый токарь занимался изготовлением полного комплекта матрешки. Первой женщиной, которая самостоятельно стала вытачивать матрешку стала Нелепович В.Е. В 1975 году был внедрен в цеху полуавтоматический станок фирмы «Хемпель» (ГДР) который изготавливал одноместную матрешку. Инструментальщиком-слесарем Архутиком на основе имеющихся резцов были изготовлены резцы и на другие типы изделий. С каждым готом парк автоматов и полуавтоматов только увеличивался. Станки «Хемпель» до сих пор работают на производстве матрешки.

Произошло разделение на изготовление матрешек по рядам. Каждый столяр специализировался на тех рядах, которые лучше получались. С приходом на фабрику супругов Вандешевых была введена механическая отделка точеных и столярных изделий. Кроме токарных изделий изготавливались резные деревянные фигуры. Резчик по дереву Дмитрий Павлович Сакажински (1916 г.р.) много работал в анималистическом жанре: деревянные скульптуры «Лось», «Дик», «Зубр», «Лань», шахматы «Беловежская пуща» и прочее.

Часы выпуск БФС. Резьба по дереву

В связи с ростом производства и необходимостью подготовки для него квалифицированных кадров на Брестском междушкольном учебно-производственном комбинате велась подготовка по специальности «Художественная роспись» и «Инкрустация соломкой». Появилась практика набирать рабочих-надомников.

Филиалы

Декоративное панно «Филиалы сувенирной фабрики»

В 1977 году был открыт участок в г. Каменце, на объем 9 тысяч рублей, в 1978 - участок Огово Ивановского района объемом 9 тыс. руб., в 1982 году участок Засимовичи Пружанского района объем 2.5 тысяч рублей. Численность рабочих на сторонних участках была около 100 человек.

В Каменце была освоена резьба по дереву и плетение из соломы. Там работали резчики А.Таруц, А.И.Винярский, мастера соломоплетения Г.Шацкая и Т.Маносава, художники П.И.Довгер, Н.В.Пачинова, Я.У.Люблев, А.П,Бакуменко, Ф.Я.Фрунзей.

В Засимовичах было организованно производство и роспись шахмат. В то время в населенном пункте располагалась крупная часть военной авиации и на предприятии работали члены семей военнослужащих. Филиал просуществовал недолго и закрылся с расформированием воинской части в конце 80-ых.

В Огово существовала давняя традиция делать большие традиционные куфары (сундуки для одежды) и расписывать их в оригинальном стиле. На основе этих сундуков было начато производство крупных шкатулок, которые отличались национальным своеобразием, гармонией красок. Первые образцы Оговских куферков сделанных в традиционном стиле представили Татьяна Мироновна и Петр Тереньтьевич Довгеры. Оговская роспись — это цветочно-травяные мотивы с замкнутой композицией, без излишней вычурности и напыщенности, но в рассудительной и жизнеутверждающей манере. Язык рисунка расшифровывается легко. Букет цветов символизирует абсолютное добро, волнообразная линия представляет собой метафору земной и небесной воды, венок означает вечность и небесное совершенство, а ромбы и квадраты напоминают о плодородной земле. Оговский сундук расписывали по определенной схеме. Основной узор располагали на внешней стороне крышки и на передней стенке куфра. Поверхность с помощью фляндровки (старинная техника росписи) делили на три части — на внутренний прямоугольник и на две узкие каймы сверху и снизу. Затем внутренний прямоугольник «разбивали» вертикальными перегородками на своеобразные квадратные окна, по четырем сторонам которых рисовали цветочные гирлянды из мелких цветочков. По боковым сторонам кофра часто «запускали» диагональную фляндровку, в результате чего при пересечении линий образовывалась сетка ромбов. Внутреннюю часть ромбов заполняли веточками с миниатюрными цветами.

Оригинальный оговский куфар

Оговская роспись шкатулок

Брестская сувенирка в 80-ые

Статистика фабрики на 1984 год. Численность персонала 820 человек: 56 ИТР, 202 инкрустатора, 160 художников по дереву, 26 токарей, 19 столяров и другие, всего около 40 профессий. Процент ручного труда 54%. В 11 цехах имеется более 215 единиц оборудования в том числе 200 единиц технологического. Работа токарного участка и участка прессования идет в 2 смены. По экономии материальных ресурсов коллектив участвовал во всесоюзном общественном смотре эффективности использования сырья, материальных и топливно-энергетических ресурсов. Перерабатывалось 1455 м3 отходов ДВП и 550 м3 отходов древесины. В 80-ых из отходов пиломатериалов выпускалось продукции на 200 тысяч рублей ежегодно. Это прессованные тарелки, туалетные коробки. Ассортимент 250-280 изделий, объем 3 млн рублей. Изделия из соломы - 25 единиц. Резные изделия из дерева - 25 единиц. Художественная обработка дерева - 86 единиц. Изделия, инкрустированные соломкой - 66 единиц. Изделия из ваты, папье маше - 6 единиц. Процент обновления ассортимента 30-40 %.

Изделия экспортировались во многие страны мира: 26 стран мира и 10 «капиталистических» стран (Канада, Англия, Иордания, Испания, Италия, ЧССР, ПНР и другие). В 1984 году продукции на экспорт шло 86 видов продукции (матрешки, шахматы, шашки, туалетные коробки, шкатулки солонки и др.) на 357 900 рублей.

Панно «Экспортные связи»

На фабрике имелась библиотека на 500 экземпляров, здравпункт, столовая на 60 мест. На предприятии действовал профсоюз, через который работники получали путевки в санатории и туристические поездки по всему СССР, а иногда и за рубеж в страны соцлагеря.

Художественная самодеятельность

Коллектив на экскурсии в ПНР

Фабрика имела как правительственные, так и международные награды. В 1978 году награждена Почетной грамотой Верховного Совета БССР, в 1979 году присуждено переходящее Красное знамя. Лучшие эксклюзивные образцы изделий экспонировались на международных выставках (в 1979-1980 годах фабрика удостоена диплома «Европейская арка»; в 1982 году работы художников отмечены знаком «Бриллиантовая звезда качества»).

Награждение передовиков

Дружина Гражданской обороны при фабрике

Занятия в Красном уголке

Сувенирная фабрика «Славянка» 1990-2021

До распада СССР на «Славянке» трудилось около 2 000 человек. Знакомство иностранцев с культурой нашей страны происходило, отчасти, через брестскую матрешку – самый известный сувенир, недорогой, характерный и необычный.

РУП «Брестская фабрика сувениров «Славянка» и ее коллектив

В 1990-ых и начале 2000-ых фабрика переживала тяжелый период экономического упадка. Объективные причины перехода на рыночные условия организации экономики, трудности, связанные с распадом Советского Союза, не могли не отразиться на предприятии. Фабрика потеряла многих зарубежных партнеров, внутренние рынки СССР стали внешними рынками СНГ. Массовый выпуск товара для плановой экономики был заменен на производство небольших партий товара, востребованного рынком в том числе мебели малых форм и погонажных изделия из древесины (доска пола, вагонка, плинтус, обналичка, обрезная и необрезная доска, балясины, стропила и т.д.). До полного закрытия фабрика входила во многие структуры подчинения. В 1994 году фабрика в числе 19 предприятий вошла в концерн народных художественных промыслов, но в 1998 вышла из него. С 04.04.2001 года предприятие «Брестская фабрика сувениров» снова включено в состав Государственного Концерна «Белхудожпромыслы» Управления делами Президента Республики Беларусь и утверждено новое наименование – Республиканское унитарное производственное предприятие «Брестская фабрика сувениров «Славянка». Затем фабрика была передана ГНП «Беловежская пуща», вслед за этим ее головным предприятием стало ГПТУП «Белая Русь» Управления делами президента, после опять в составе «Белхудожпромыслов». В то время среднесписочная численность составляет около 140 человек.

Торговля сувенирами на день города Бреста. 2000-ые

Большую долю производства составляли частные заказы, в том числе премиальные. Например, резные зубры были представлены олимпийской командой Республики Беларусь на Олимпиаде в Пекине в 2008 году. Изделия фабрики входили в Государственный подарочный фонд Республики Беларусь. Фонд формируется из сувенирной продукции представительского уровня. В фонде находятся те изделия, которыми интересуются хозяйственные органы при организации приема иностранных делегаций высокого уровня, либо при подготовке визитов в другие страны. Например, представители Совета министров, Министерства иностранных дел и другие ведомства.

Премиальные изделия для официальных делегаций

Ситуация изменилась, когда Управление делами Президента Республики Беларусь в 2010 году выделило из своего инновационного фонда около миллиарда рублей на приобретение нового оборудования. В результате на фабрике появились современные станки, намного повысившие производительность труда и возможности мастеров. Например, при помощи компьютерной программы и высокоточного луча лазерный станок переносит на изделие рисунок любой сложности. На токарном оборудовании чешского производства вырезались матрешки, а также полуфабрикаты для других изделий, включая совершенно новые для предприятия чаши, чашки и кружки из дерева. Предприятие выпускало около 2 000 наименований изделий народных художественных промыслов. После создания готового образца продукции, его проверяли на соответствие традициям народных художественных промыслов. Изделия везли в Минск на художественный совет, там их утверждали доктора, кандидаты искусствоведческих наук. Они определяют достоинства изделия. После одобрения образец-эталон пломбируется, и согласно ему в дальнейшем происходит запуск в серийное производство.

Работницы «Славянки»

Основной рынок сбыта – Республика Беларусь. РУП «Брестская фабрика сувениров «Славянка», выполняя заказы по изготовлению целевых сувениров, тесно сотрудничала с крупнейшими предприятиями Бреста: УП «Гефест-техника»; ОАО «Брестский ликеро-водочный завод «Белалко», ОАО «Савушкин продукт», ОАО «Брестский чулочный комбинат», СП «Санта Бремор» ООО, ОАО «Брестская областная база «Бакалея» и другими. Также поставки сувенирной продукции осуществлялись в Японию и Корею, выполняются специальные заказы для России и других стран. С 2012 фабрикой руководит Бриштель С. Его заместитель Юлиан Филипович Раздовский работает на тот момент на предприятии уже 35 лет. Главный инженер Андрей Касьяненко.

С 16.10.2020 г. РПУП "Брестская фабрика сувениров "Славянка" прекратила свою деятельность и в результате реорганизации была присоединена к УРПП "Слонимская ФХИ". В 2021 году фабрика полностью закрыта, оборудование распродано, площади производственных зданий сданы в аренду.

ООО «Вивитрек»

Продолжателем традиций сувенирной фабрики стало предприятие ООО «Вивитрек». В период финансовых проблем, многие работники фабрики остались без официальной работы, но продолжали выпуск продукции для мелкой продажи. Часть приобретали жители города, часть сами работники фабрики возили в Польшу перекупщикам. Нынешний директор ООО «Вивитрек» сначала как индивидуальный предприниматель объединил разрозненный выпуск сувенирной продукции, в дальнейшем было открыто предприятие с полным циклом производств. На основе приобретенного на фабрике оборудования было открыто собственное производство, многие бывшие работники устроились на новое предприятие. Предприятие арендовало помещения в самой фабрике, но в 2021 году было приобретено отдельное производственное здание.

Современное производство матрешки

Фирменный магазин «Брестская матрешка»

Важную роль на предприятии «Вивитрек» играет сохранение традиций  сувенирной фабрики. В декабре 2021 года был открыт музей-магазин «Брестская матрешка» в помещении бывшего фирменного магазина фабрики «Славянка». Там представлена история фабрики и образцы продукции, которые выпускались в разное время. В магазине представлен широкий ассортимент (более 200 моделей) матрешек, выпускаемых ООО «Вивитрек», среди которых много моделей которые долгое время выпускались сувенирной фабрикой.

Преемственность моделей матрешек

Выпускаемые предприятием сувениры отправляются за рубеж, с 2019 по 2021 год продано более 300 тысяч комплектов матрешек практически во все страны мира. В музее представлена карта с объемом продаж по странам, среди покупателей лидируют Россия, США, Канада, Великобритания.

Карта поставок в разные страны мира

Чтобы о брестской матрешке знали в каждом уголке мира работники и друзья предприятия возят с собой матрешку Машу. Фотоотчет о ее путешествиях можно увидеть в фирменном магазине. Брестская матрешка уже побывала в Норвегии, Чехии, Майорке и еще десятке стран.

 На базе магазина-музея проходят мастер-классы на которых профессиональные художники передают свой опыт и умение всем желающим.

Мастер-класс

Брестский художник и краевед Анатолий Желудко написал картину – собирательный образ мастериц. На картине мастерица в белорусском национальном костюме, в память о том, что за годы существования фабрики был выработан свой художественный стиль, опирающийся на традиционную белорусскую культуру.

Картина «Работница фабрики» и Маша-путешественница